Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Способность к эффективному управлению собой и собственными ресурсами необходима каждому, но для руководителей она особенно важна, так как руководитель несет ответственность не только за самого себя, но и за вверенное ему подразделение, филиал или всю организацию в целом. И, цена ошибки, вызванной неспособностью руководителя организовать самого себя, является слишком высокой для того, чтобы пренебрегать построением системы самоменеджмента. Под самоменеджментом понимается способность руководителя к последовательному и целенаправленному использованию современных методов и приемов работы в повседневной деятельности для повышения эффективности выполняемых процедур, достижению намеченных целей . Самоменеджмент – это «реализация функций и достижений науки и практики управления по отношению к себе и собственной жизни. Субъект познания, исследователь – вы сами, объект – также вы сами и ваша жизнь, предмет – стороны вашей жизни и ваши качества как профессионала и личности, в контексте разных жизненных ситуаций, видов деятельности. Проблема – несоответствие между реалиями жизни, деятельности, результатами, достижениями и желаниями, ожиданиями, представлениями об успехе и достижениях. Самоменеджмент представляет собой вид менеджмента, предполагает опору на менеджмент и другие гуманитарные науки, при всем многообразии определений менеджмента и его моделей. В этом случае, при условии согласия с такой точкой зрения на понятие и генезис самоменеджмента, компетентность в области менеджмента является необходимым фактором успеха в управлении собственной жизнью» .
Целью данной работы является рассмотрение стратегии и тактики самоменеджмета.
1 Задачи и принципы самоменеджмента. Самоменеджмент руководителя: цели, этапы. Личностно-деловые и мотивационные аспекты самоменеджмента
Задачи, решаемые на основе самоменеджмента, могут быть определены следующим образом:
– узнать и эффективно управлять собственной жизнью и трудовой деятельностью, использовать свои сильные стороны, минимизировать влияние недостатков;
– успешно преодолевать трудности и проблемы, возникающие в области организации своего труда, налаживания коммуникаций с руководством, коллегами, подчиненными;
– сохранять высокую работоспособность и стрессоустойчивость;
– эффективно влиять на трудовое поведение отдельных сотрудников и групп;
– эффективно решать проблемы, связанные с трудовой деятельностью, как индивидуально, так и с использованием потенциала подчиненных групп .
Приведем некоторые общие и локальные принципы науки и практики самоменеджмента.
Самоосознание своих достоинств, недостатков, своей сущности как большой сложной биосоциальной системы, обладающей как филогенетическими, так и онтогенетическими свойствами и качествами и проявляющей себя в среде, состоящей из множества больших и сложных систем, индивидов и групп. Понимание системности, сложности, уникальности, субъективности других через аналогичное понимание себя.
Принцип компетентности в области решаемых проблем и необходимости непрерывного и постоянного повышения ее уровня.
Принцип постоянного развития в изменяющейся среде и в изменениях в себе.
Необходимость стремиться к опоре на научный подход в познании себя и других, к пониманию его преимущества и проблем реализации. Осознание необходимости научного обоснования прогнозов своих действий и действий других с целью минимизации рисков и неблагоприятных последствий.
Осознание всеобщего характера субъективности, моделирования как формы мышления и инструмента научного познания, зависимости качества познания и прогнозирования от качества моделей активных субъектов и объектов деятельности.
Осознание и поддержание самомотивации к саморазвитию, самосовершенствованию.
Опора руководителя на принципы лидерства, в коммуникациях опора на принципы поддерживающих коммуникаций, осознание и опора на уникальность и сложность других.
Локальные принципы самоменеджмента исследуются и реализуются в рамках отдельных областей самоменеджмента. Например, принцип приоритетности в тайм-менеджменте.
Исследователи, изучающие теорию и практику управления современными предприятиями, в своих работах склонны выделять четыре основные функции менеджмента, которые являются основой реализации процесса управления. К данным функциям относят планирование, организация, координация и контроль. Процессы, протекающие в системах самоменеджмента, логично представить в виде «пирамиды самоменджмента» (рисунок 1), которая наглядно демонстрирует связи между различными элементами системы.
Рисунок 1 – Цели самоменеджмента
Прежде, чем начинать формирование самоменеджмента, руководителю необходимо определить основу системы. Любое управление, в том числе управление собственными ресурсами человека, базируется на информации . При реализации процесса управления возникают разнообразные информационные потоки, оказывающие влияние на объект и субъект самоменеджмента. Система функционирует на основе информации о состоянии объекта самоменеджмента – информации, поступающей как из внутренней среды (психологическое, эмоциональное, интеллектуальное состояние человека), так и из внешней среды, факторами которой выступают известные переменные внешней среды из классического менеджмента (политические, экономические, экологические, социальные и технологические факторы). Информация об изменениях, происходящих в системе, влияет на все протекающие процессы, на ее основе субъектом самоменеджмента (человеком) вырабатываются решения, влияющие на эффективность деятельности объекта самоменеджмента (человека). Следовательно, информационный процесс управления, протекающий в системе, является основой, определяющей функционирование системы самоменеджмента. Информация является основой построения системы. Отправной точкой в построении системы самоменеджмента (как и менеджмента в контексте управления организацией) является постановка целей . Постановка целей – это основополагающий процесс, так как именно от разработанной системы целей, – предвосхищаемых руководителем результатов деятельности, – зависят эффективность его работы в организации, а следовательно, и система самоменеджмента, являющаяся фактором данной эффективности. Система целей задает вершину пирамиды и определяет ее высоту. От того, какая поставлена цель, зависит конечный результат и предпринимаемые действия для достижения данной цели.
Так как самоменеджмент является одним из направлений менеджмента, то в основу системы (основание пирамиды) логично вложить четыре основные функции менеджмента, рассматривая их через призму повышения эффективности повседневной деятельности руководителя.
1. Планирование. Заключается в подготовке к реализации целей через эффективную декомпозицию поставленной цели на частные задачи и упорядочивание времени. Как и в классическом менеджменте, функция планирования определяет эффективность системы, так как от того, насколько правильно сформированы и увязаны с временными ресурсами частные задачи, зависит то, насколько эффективно менеджер будет способен достичь поставленной цели.
2. Организация. В классическом менеджменте функция организации заключается в правильном делегировании задач и передаче ответственности подчиненным, создании организационной структуры, определяющей порядок подчинения подразделений, выполняющих различные задачи .
Фаза «утро». Отвечает за наиболее сложные и требующие высокой сосредоточенности задачи. Данной фазе необходимы все самые свежие физические, эмоциональные и интеллектуальные ресурсы. Обычно на утренние часы руководитель назначает сложные и ответственные дела – подписание важных контрактов, сделок, проведение переговоров с ключевыми партнерами и др.
Фаза «день». При переходе к данной фазе свежих сил, как правило, становится меньше, человеческий организм готов к выполнению плановой, не требующей высокого напряжения сил работе. К данной фазе могут быть отнесены плановое подписание документов, отчетов, работа с электронной почтой и прочие дела. Важным пунктом данной фазы в российских организациях является перерыв на обед, во время которого происходит очищение сознания от утренних задач и настройка на планомерное решение последующих задач в течение дня.
Фаза «вечер». Отвечает за переключение сознания с рабочей обстановки на нерабочую. Именно в вечернюю фазу происходит общение с семьей, прогулки, отвлечения на домашние дела, физический, психологический и эмоциональный отдых. Данной фазе также могут делегироваться задачи, характеризующиеся рутинностью, например, набор текста статьи, ответ на неважные информационные сообщения по электронной почте (или другим средствам связи) и прочие задачи.
Фаза «ночь». Отвечает за ночной сон, полное абстрагирование от задач и целей, подготовку руководителя как объекта и субъекта самоменеджмента к выполнению поставленных задач на следующей стадии рассмотренного организационного процесса.
3. Координация. Функция координации в контексте самоменеджмента, как и в классическом менеджменте, напрямую связана с функцией организации. Задача функции координации в данном контексте – это достижение согласованности в работе всех фаз активности, рассмотренных на этапе функции организации. Для того чтобы каждая фаза активности была максимально эффективна, необходимо распределять задачи фазы по приоритетам. Для этого могут быть использованы различные методики. Например, методика Эйзенхауэра или ABC-анализ.
4. Контроль. Функция контроля определяется в контексте самоконтроля, так как менеджер в данном случае является как объектом, так и субъектом контроля. На данном этапе определяется, какие значимые метрики эффективности, заданные на этапе планирования, были достигнуты, какие существуют отклонения, какие ключевые факторы стали причиной полученных отклонений и каким образом отклонения могут быть скорректированы и устранены для того, чтобы не создавать препятствий к достижению целей. Немаловажным пунктом данного этапа является также анализ физического, психологического и эмоционального состояния, определяющего способности к достижению поставленных целей. Нераспределенные нагрузки вредят эффективному использованию человеком собственных ресурсов. Нагрузки вызывают эффект перегорания, характеризующийся совокупностью стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно своей работы (профессии) и субъектов делового общения, и выражаются в долгосрочном эмоциональном, психологическом и интеллектуальном истощении и потере интереса к работе, которое полностью уничтожает выстроенную систему управления собственными ресурсами человека.